
Таваф (араб. طواف — обход) – ритуальное хождение вокруг Священной Каабы.
По единогласному мнению ученых-богословов, таваф — главная и неотмененная составляющая ритуалов паломничества (хадж), совершение которого обязательно (ваджиб).
Таваф разрешается совершать в качестве добровольного деяния, а также в качестве приветствия Священной Каабе, вновь оказавшись рядом с ней. В обоих случаях таваф будет относиться к категории желательных (мустахаб) действий, которые может совершать любой верующий человек независимо от возраста.
Каковы условия действительности тавафа?
- фактическое совершение тавафа вокруг Священной Каабы,
- семикратное совершение тавафа,
- наличие намерения,
- совершение тавафа в непосредственной близости от Священной Каабы либо в определенной прилегающей к ней части,
- направление движения должно быть против часовой стрелки,
- делать таваф, начиная от Черного камня (аль-хаджар аль-асвад),
- наличие ритуальной чистоты,
- по мере возможности совершать таваф самостоятельно,
- непрерывность совершения сразу всех семи тавафов,
- совершение тавафа, относящегося к ритуалам хаджа, только в дни жертвоприношения,
- по мнению ученых-ханафитов, совершение двух ракяатной молитвы после завершения тавафа.
Важно отметить, что некоторые действия при совершении тавафа относятся к категории желательных (мустахаб), которые следует выполнять только по мере возможности. К числу таких действий относятся: прикоснуться и поцеловать Черный камень, произнести некоторые виды зикров и ду‘а.
Что нежелательно делать во время тавафа:
- громко произносить зикр и ду‘а, а также читать Священный Коран вслух, мешая тем самым другим людям,
- вести ненужные разговоры,
- есть и пить,
- испытывать сильную нужду в удовлетворении физиологической потребности[1].
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Таваф // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 29. С. 120-143.
Воистину, те, кто стал неверующим, нет для них разницы, будешь ты увещевать их или нет [из-за въевшегося и укоренившегося в их сердцах неверия они не способны извлекать пользу из твоих слов, они не воспримут их], не уверуют. [В результате их фанатичной приверженности атеистическим идеалам, намеренному упорству в этом] Аллах (Бог, Господь) запечатал их сердца и уши (слух), на их глазах пелена [у них отсутствует высокодуховное восприятие мира], и им [в качестве проявления справедливости Творца, уготовано] великое наказание (Св. Коран, 2:6, 7).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза