
Фард (араб. فرض) — ритуальные нормы (пятикратная молитва-намаз, пост в месяц Рамадан и т. д.), выполнение которых строго обязательно для каждого мусульманина/мусульманки. По мнению большинства ученых, понятия «фард» и «ваджиб» имеют одинаковое значение.
По мнению ханафитов, фардом обозначается такое строго обязательное предписание, обязательность которого подтверждается на основе имеющейся неопровержимой и однозначной аргументации в канонических источниках.
Также, по мнению ханафитов, понятия «фард» и «ваджиб» различаются между собой. Разница между ними заключается в том, что последнее имеет менее выраженную аргументацию. Кроме этого, человек, отрицающий фард, впадает в неверие (куфр) и выходит из веры, а отрицающий ваджиб всего лишь совершает грех, но из веры не выходит.
Понятие «фард» учеными-богословами поделено на два вида: индивидуальный (фард аль-‘айн) и коллективный (фард аль-кифая).
Индивидуальной фард (араб. فرض العين) — строгое предписание для каждого верующего человека, например, совершение обязательной молитвы-намаза.
Коллективный фард (араб. فرض الكفاية) — общая обязанность всех верующих людей той или иной местности, например, совершение заупокойной молитвы. В последнем случае достаточно, если лишь часть верующих людей выполнит его.
В том случае, если индивидуальный и коллективный фард возникнут одновременно и совпадут (например, обязательная молитва и заупокойная), то, по мнению некоторых ученых-богословов, если будет иметься достаточное количество времени, то сначала следует выполнить коллективный, а уже потом индивидуальный фард. Если же время не будет позволять, то сначала следует выполнить индивидуальный, а уже потом коллективный.
Вовремя не выполненный какой-либо индивидуальный фард (фард аль-‘айн) должен быть как можно быстрее восполнен, ведь его невыполнение является грехом, за который придется отвечать пред Богом в День Суда[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Фард // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 32. С. 95–97.
Воистину, те, кто стал неверующим, нет для них разницы, будешь ты увещевать их или нет [из-за въевшегося и укоренившегося в их сердцах неверия они не способны извлекать пользу из твоих слов, они не воспримут их], не уверуют. [В результате их фанатичной приверженности атеистическим идеалам, намеренному упорству в этом] Аллах (Бог, Господь) запечатал их сердца и уши (слух), на их глазах пелена [у них отсутствует высокодуховное восприятие мира], и им [в качестве проявления справедливости Творца, уготовано] великое наказание (Св. Коран, 2:6, 7).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза