
Хатар (араб. خطر — опасность, риск) — ситуация, представляющая собой какую-либо опасность, например, погибель, вред здоровью, порча имущества и т. д.
Забота о жизни и здоровье человека — одна из главнейших задач в Исламе. Поэтому, по единогласному мнению ученых-богословов, подвергать чью-либо жизнь и здоровье опасности строго запрещено (харам). Не меньший запрет действует и в отношении своей жизни и здоровья.
Наличие хатар является основанием для определенных послаблений в религии, дозволяющих уклониться от некоторых общепринятых предписаний и норм, например:
В некоторых случаях наличие хатар может стать основанием для отмены какого-либо религиозного предписания, например:
Важно отметить, что в Исламе имеется одно важное предписание, которое не отменяется даже при наличии хатар. Это защита родины от вражеских действий врагов, когда каждый совершеннолетний мужчина обязан встать на защиту своей родины[1].
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Хатар // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 19. С. 205-208.
Алиф. Лям. Мим. Эта Книга (Коран) — и нет сомнения в ней [в истинности ее] — правильный путь [указатель правильного пути, руководство] для людей набожных (богобоязненных); тех, кто верует в сокрытое, совершает молитву и выплачивает с того, чем Мы [говорит Господь миров, местоимением во множественном числе указывая на Свое величие] его наделили. Они — те, кто уверовал в ниспосланное тебе [о Мухаммад] и то, что было ниспослано [Богом] ранее [Тора, Псалтырь, Евангелие, отдельные священные свитки]. Относительно вечного у этих людей нет ни малейшего сомнения. Они на прямом пути от их Господа, и они — достигшие успеха [в мирском и в вечном] (Св. Коран, 2:1-5).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза