
Истигфар (араб. إستغفار — просить прощение) — мольба ко Всевышнему о прощении грехов.
Слово «истигфар» может также иметь значение «покорность» и «покаяние».
Самой лучшей формулой истигфара считается «астагфирул-лахал-лязи ля иляяхэ илля хувайль-хайуюль-кайюм ва атуубу иляйхи» («Прошу прощения у Бога, наряду с Которым нет другого божества. Он Живой и Сущий. Каюсь перед Ним»). Имеются также и другие формулы.
Самая простая формула истигфара выражается словами «астагфирул-лах» («Прошу прощения у Бога»).
В случае совершения какого-либо греха произносить истигфар обязательно (ваджиб). Однако, даже если никакого греха и не было совершено, верующему все равно желательно (сунна) произносить это. Ведь известно, что сам пророк Мухаммад, известный своей набожностью и отстраненностью от грехов, часто и помногу произносил истигфар.
Просить прощения за безбожников и атеистов запрещено.
Истигфар рекомендуется и желательно произносить:
– выходя из отхожего места (туалета),
– после совершения малого омовения (вуду’),
– во время и после совершения молитвы-намаза,
– во время совершения мольбы, именуемой истиска’,
– за скончавшегося,
– за всех верующих людей,
– перед сном, а также в некоторых других случаях.
Важнейшие условия истигфара для того, чтобы совершенный грех был прощен:
– совершение покаяния от души,
– проявление настойчивости,
– соблюдение обещания впредь не повторять совершенный грех[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Истигфар // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 4. С. 34–44.
Воистину, те, кто стал неверующим, нет для них разницы, будешь ты увещевать их или нет [из-за въевшегося и укоренившегося в их сердцах неверия они не способны извлекать пользу из твоих слов, они не воспримут их], не уверуют. [В результате их фанатичной приверженности атеистическим идеалам, намеренному упорству в этом] Аллах (Бог, Господь) запечатал их сердца и уши (слух), на их глазах пелена [у них отсутствует высокодуховное восприятие мира], и им [в качестве проявления справедливости Творца, уготовано] великое наказание (Св. Коран, 2:6, 7).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза