Логотип umma.ru и переход на главную страницу5-дневный семинар Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

5-дневный семинар Шамиля Аляутдинова

Меню

Мискин

Предыдущий термин

Мусульманин

Следующий термин

Михраб (араб. محراب)  — место в мечети, в котором располагается предстоятель коллективной молитвы во время ее совершения.

Словом «михраб» также обозначается ниша в мечети, указывающая направление к Каабе.

Во время жизни пророка Мухаммада, а также в период жизни четырех праведных халифов не было принято создавать нишу (то есть михраб) в мечети, указывающую направление к Каабе. Первым, кто стал это делать, был ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз, вошедший в историю с титулом «пятый праведный халиф».

Ученые-богословы высказали разные мнения относительно необходимости нахождения предстоятеля молитвы (имама) в михрабе во время совершения обязательной коллективной молитвы. Так, например, часть богословов-ханафитов высказалась о нежелательности (макрух) нахождения предстоятеля молитвы (имама) в другом месте при совершении коллективной молитвы, кроме как в михрабе, если в этом нет крайней необходимости. Богословы-маликиты и богословы-шафииты высказались в пользу того, что нахождение в михрабе предстоятеля молитвы при совершении коллективной молитвы относится к категории допустимых действий, а не к категории обязательных. Однако богословы-ханбалиты высказались совершенно иначе. По их мнению, подобное действие является нежелательным (макрух). Важно отметить, что мнения ученых-богословов на этот счет имеют определенную аргументацию и разумное объяснение. Что касается совершения дополнительных молитв, то, согласно мнению некоторых ученых-богословов, нахождение в михрабе относится к категории нежелательных действий (макрух). Аргументируют свое мнение они тем, что люди, явившиеся в мечеть с опозданием, могут предположить, что находящийся там совершает обязательную молитву, от чего ошибочно могут присоединиться к нему. Исключение составляют случаи, когда после окончания совершения коллективной молитвы предстоятель остается находиться в михрабе в сидячем положении, но обращаясь лицом к присутствующим. Известно, что так делал сам пророк Мухаммад, то есть оставался в том месте, где руководил намазом.

Важно отметить, что, согласно мнению некоторых ученых-богословов, например, богословов-маликитов, нежелательно приукрашивать михраб золотом или какими-либо драгоценностями, а также надписями, в том числе аятами Священного Корана. Однако другие ученые-богословы высказались о допустимости подобного[1].     

[instagramline]

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Михраб // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 36. С. 193–199. 

Аят дня

Хадис дня

55:9

Будьте [также] справедливы при взвешивании [в торговых операциях; не обвешивайте, не обманывайте покупателя], не портите весы (мерила) [дабы обманным путем извлечь выгоду] (Св. Коран, 55:9).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
5-дневный семинар Шамиля Аляутдинова

Новые материалы

  • Иконка которая означает тип материала видео

    Тасбихат. Что это?

    Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о прославлении Господа.

    05.08.25

  • Иконка которая означает тип материала видео

    Пост в пятницу

    Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о посте в пятницу.

    25.07.25

  • Иконка которая означает тип материала видео

    100 уровней Рая

    Ответ на вопрос о степенях Райской обители

    03.07.25

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic