Логотип umma.ru и переход на главную страницуФинансовый прорыв за 1 день
Login icon

Войти

Финансовый прорыв за 1 день

Меню

Тахийя

Предыдущий термин

Тахлиль

Следующий термин

Тахким (араб. تحكيم — арбитраж) — избрание спорящими сторонами третьего человека в качестве судьи, чтобы тот рассудил между ними в каком-либо возникшем спорном вопросе.

Дозволенность тахкима в Исламе подтверждается аятами Священного Корана, изречениями пророка Мухаммада, а также единогласным мнением ученых-богословов. 

В каких случаях дозволяется прибегать к тахкиму?

В случаях возникновения между людьми каких-либо частных спорных вопросов, например, финансовых.

В каких случаях тахким не допускается?

В случаях совершения каких-либо видов правонарушений, за совершение которых имеется четкое каноническое предписание в виде определенного строгого наказания и взыскания, например, в случае воровства, убийства и т. д.

В каких случаях тахким будет действительным?

  • при наличии спорного вопроса между спорящими сторонами,
  • обоюдное согласие спорящих сторон на избрание определенного человека в качестве судьи между ними,
  • согласие третьего человека.

Какие требования предъявляются к человеку, который будет судить между спорящими сторонами?

  • им должен быть человек, избранный самими спорящими сторонами,
  • он должен быть совершеннолетним,
  • должен быть мусульманином,
  • иметь опыт и соответствующие знания.

Основываясь на каких доводах выносится справедливое решение во время разбирательства спорного вопроса?

  • свидетельские показания в пользу одной из спорящих сторон,
  • личное признание вины либо неправоты одной из спорящих сторон,
  • произнесение клятвы в своей непричастности к вине в случае отказа от нее.

По мнению некоторых ученых-богословов, решение, вынесенное между спорящими сторонами посредством тахкима, является обязательным к исполнению. Однако все же за каждым из них будет сохранено право обжаловать это решение в высшей инстанции, обратившись в суд[1].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Тахким // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 10. С. 233–247. 

Аят дня

Хадис дня

2:0

Воистину, те, кто стал неверующим, нет для них разницы, будешь ты увещевать их или нет [из-за въевшегося и укоренившегося в их сердцах неверия они не способны извлекать пользу из твоих слов, они не воспримут их], не уверуют. [В результате их фанатичной приверженности атеистическим идеалам, намеренному упорству в этом] Аллах (Бог, Господь) запечатал их сердца и уши (слух), на их глазах пелена [у них отсутствует высокодуховное восприятие мира], и им [в качестве проявления справедливости Творца, уготовано] великое наказание (Св. Коран, 2:6, 7).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic