
Тахким (араб. تحكيم — арбитраж) — избрание спорящими сторонами третьего человека в качестве судьи, чтобы тот рассудил между ними в каком-либо возникшем спорном вопросе.
Дозволенность тахкима в Исламе подтверждается аятами Священного Корана, изречениями пророка Мухаммада, а также единогласным мнением ученых-богословов.
В каких случаях дозволяется прибегать к тахкиму?
В случаях возникновения между людьми каких-либо частных спорных вопросов, например, финансовых.
В каких случаях тахким не допускается?
В случаях совершения каких-либо видов правонарушений, за совершение которых имеется четкое каноническое предписание в виде определенного строгого наказания и взыскания, например, в случае воровства, убийства и т. д.
В каких случаях тахким будет действительным?
Какие требования предъявляются к человеку, который будет судить между спорящими сторонами?
Основываясь на каких доводах выносится справедливое решение во время разбирательства спорного вопроса?
По мнению некоторых ученых-богословов, решение, вынесенное между спорящими сторонами посредством тахкима, является обязательным к исполнению. Однако все же за каждым из них будет сохранено право обжаловать это решение в высшей инстанции, обратившись в суд[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Тахким // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 10. С. 233–247.
Воистину, те, кто стал неверующим, нет для них разницы, будешь ты увещевать их или нет [из-за въевшегося и укоренившегося в их сердцах неверия они не способны извлекать пользу из твоих слов, они не воспримут их], не уверуют. [В результате их фанатичной приверженности атеистическим идеалам, намеренному упорству в этом] Аллах (Бог, Господь) запечатал их сердца и уши (слух), на их глазах пелена [у них отсутствует высокодуховное восприятие мира], и им [в качестве проявления справедливости Творца, уготовано] великое наказание (Св. Коран, 2:6, 7).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза