
Хая’ (араб. حياء — стыд, застенчивость, скромность) — нравственное качество, побуждающее сторониться совершения дурных и порицаемых поступков, произнесения плохих слов, а также нарушения прав других.
Хая’ — качество, которое присуще человеческой природе. Главнейшая его функция — удерживать человека от стремления удовлетворять любое возникающее желание, как это свойственно животным.
По единогласному мнению ученых-богословов, хая’ является похвальным качеством, и поэтому Ислам побуждает к тому, чтобы каждый верующий человек обладал им. Именно это качество является главнейшим фактором, удерживающим от совершения различных видов греха и порицаемых поступков.
Согласно некоторым изречениям пророка Мухаммада известно, что хая’ — одно из проявлений веры (имана).
Частичное или полное отсутствие хая’ у кого-либо может свидетельствовать о сильном упадке духовности.
Самым достойным, тем, перед кем следует испытывать чувство хая’, является Всевышний. Высшая же степень проявления хая’ перед Ним может быть достигнута посредством осознания Его постоянного взора над всеми творениями.
В некоторых случаях проявление хая’ нежелательно (макрух), например, при получении религиозных знаний. В некоторых других даже неуместно, например, когда требуется проявить порицание в отношении совершаемого кем-либо дурного или греховного поступка, что на самом деле будет равнозначно проявлению слабости духа и воли.
Кстати, по мнению некоторых ученых-богословов, недозволительно завладевать имуществом кого-либо, пользуясь его чувством хая’, препятствующим ему в отказе поделиться своим имуществом.
Также, по их мнению, недозволительно разделять трапезу с кем-либо, если последний в силу своего чувства хая’ (скромности) не смог отказать. То же самое распространяется и на пребывание у кого-либо в гостях более трех дней[1].
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Хая’ // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 18. С. 259-263.
Воистину, те, кто стал неверующим, нет для них разницы, будешь ты увещевать их или нет [из-за въевшегося и укоренившегося в их сердцах неверия они не способны извлекать пользу из твоих слов, они не воспримут их], не уверуют. [В результате их фанатичной приверженности атеистическим идеалам, намеренному упорству в этом] Аллах (Бог, Господь) запечатал их сердца и уши (слух), на их глазах пелена [у них отсутствует высокодуховное восприятие мира], и им [в качестве проявления справедливости Творца, уготовано] великое наказание (Св. Коран, 2:6, 7).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза