
Татбиб (араб. تطبيب — лечение, врачевание) — заниматься медицинской практикой и лечением больного человека от какой-либо болезни.
Татбиб относится к категории дозволенных (халяль) действий, а его изучение — к категории коллективных обязанностей (фард кифая).
Татбиб может быть отнесен и к категории желательных (мусатаб) действий, если желающий его практиковать будет делать это с намерением принести пользу другим людям.
Дозволяется ли врачу осматривать участки тела, которые следует прикрывать (‘аурат)?
По единогласному мнению ученых-богословов, врач может осматривать подобные участки тела, если для лечения болезни в этом возникнет необходимость. Желательно при этом, чтобы врач по мере возможностей осматривал исключительно тот участок тела, который нуждается в лечении.
Желательно также, чтобы женщину осматривала женщина-врач, а мужчину — мужчина-врач. В случае отсутствия такой возможности допускается не следовать этому.
Разрешается ли нанимать врача для лечения болезни?
По единогласному мнению ученых-богословов, подобное дозволяется (халяль), и врачу за его работу полагается определенная плата, размер которой исчисляется в зависимости от срока найма, а не в зависимости от того, достигнут ожидаемый результат или нет.
Какую ответственность несет врач в случае нанесения больному какого-либо вреда в процессе проведения лечения или какого-либо вмешательства?
Полная ответственность за это возлагается:
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Татбиб // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 12. С. 135-140.
Воистину, те, кто стал неверующим, нет для них разницы, будешь ты увещевать их или нет [из-за въевшегося и укоренившегося в их сердцах неверия они не способны извлекать пользу из твоих слов, они не воспримут их], не уверуют. [В результате их фанатичной приверженности атеистическим идеалам, намеренному упорству в этом] Аллах (Бог, Господь) запечатал их сердца и уши (слух), на их глазах пелена [у них отсутствует высокодуховное восприятие мира], и им [в качестве проявления справедливости Творца, уготовано] великое наказание (Св. Коран, 2:6, 7).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза